«ПЕРВЫЕ СТРОКИ»
И первые участники конкурса
ПРОКУРАТУРА РЕКОМЕНДУЕТ
Нет воды – звоните 05
№ 30 (916)
30 июля 2009 стр. 1
2 августа – День железнодорожника
В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города. День железнодорожника отмечается ежегодно в первое воскресенье августа. Этот профессиональный праздник был учреждён в России ещё в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. Праздновался он ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. После был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в СССР лишь в 1936 году. Постановлением Правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников – 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первое воскресенье августа.
Железнодорожное звено цепи
Работа угольщиков всегда тесно связана с железной дорогой. Своевременная доставка топлива потребителям, поставка шахтам порожняка, оборудования – всё это играет немаловажную роль в угольном производстве. В системе предприятий, управляемых ЗАО «УК «Гуковуголь», такая важная роль отведена ЗАО «Гуковпогрузтранс».
Гуковское погрузочно-транспортное управление было образовано в 1943 году. Но история его началась ещё до войны, когда работали шахты «Углерод», №3 и №15-16. Для их обслуживания были созданы транспортные участки. Сначала грузы перевозились составами только на паровозной тяге. В 1962 году в управлении появился первый тепловоз, а в 1984 году предприятие полностью перешло на тепловозное обслуживание.
В 1974 году в управлении начали использовать пути с железобетонными шпалами, что было важно в условиях дефицита деревянных шпал, требующих регулярного обновления. Также были построены удобные двухэтажные здания железнодорожных переездов, что значительно улучшило условия труда и повысило качество работы.
С 1980 года в ПТУ начали внедрять электрическую централизацию управления стрелками и сигналами. Первой на такую систему перешла в 1983 году станция Южная, через год – Ростовская, далее последовали станции Замчаловская, Зверевская, Замковая, Гуковская, Центральная, Западная.
В летописи трудовых подвигов ПТУ немало достойных имён тех, кто получил за свой добросовестный труд правительственные и ведомственные награды. Ордена Трудового Красного Знамени были удостоены А. Фаризов и В. Жадаева. Звание «Почётный работник угольной промышленности» присвоено В. Краснову, А. Сметанину, М. Зюбанову, В. Иващенко, Н. Сидненко, А. Тряпышко, С. Тлюстангелову.
…За последнее десятилетие предприятие меняло своё название и руководителей. Сейчас ЗАО «Гуковпогрузтранс» уже более года возглавляет молодой генеральный директор Дмитрий Тихонов. Приняв руководство, Дмитрий Петрович сразу наметил производственные планы, поставил перед собой и коллективом цели и задачи, которые постепенно выполняются.
На сегодняшний день общая протяжённость железнодорожных путей предприятия составляет 116,4 километра, которые оснащены 236 стрелочными переводами.
За 2008-2009 годы, несмотря на кризис, сделан капитальный ремонт двух километров дорог станции Гуковская, отремонтированы три километра путей, ведущих на шахту «Алмазная», 1,6 километра железной дороги по направлению к шахте «Обуховская». Продолжаются ремонтные работы перегонов между станциями Замчаловская – 2-я Зверевская (2,5 километра) и между станциями Зверевская – Ново-Михайловская (7,5 километра). На станциях Гуковская, Алмазная и Ростовская установлены новые весы и оборудованы подъезды к ним.
Проводятся текущие ремонты вагонов, обслуживание и ремонты тепловозов и по возможности выполняется график капитальных ремонтов тепловозов.
Ремонтные и профилактические работы не мешают выполнению плановых перевозок. Суточный объём транспортируемой горной массы по железнодорожным путям «Гуковпогрузтранса» составляет 8863 тонны, товарной продукции – 8998 тонн, других грузов (в том числе соли, труб, товаров народного потребления) – 822 тонны. Кроме угледобывающих предприятий, «Гуковпо-грузтранс» оказывает услуги более чем 50 контрагентам.
В работе по перевозкам задействованы 15 локомотивов, 252 вагона, три железнодорожных крана и три путеремонтные машины. Существование такого важнейшего звена в угледобывающей отрасли, как железнодорожные перевозки невозможно без крепкого профессионального коллектива. На предприятии каждый из 560 работников – от монтёра пути до руководителя – знает своё дело, что в целом позволяет выполнять намеченные, но скорректированные кризисом планы.
Своими трудовыми достижениями по праву гордятся лучшие работники ЗАО «Гуковпогрузтранс»: машинист тепловоза А. Хруслов, машинист железнодорожного крана С. Рукин, составитель поездов А. Ферябников, монтёр пути Л. Агапова, машинист бульдозера Ю. Орехов.
С праздником вас, железнодорожники!
Л. КРАВЦОВА.
Стр. 2
БРИГАДИР, МАСТЕР, НАЧАЛЬНИК
20 лет Геннадий Соловьёв работает в ЗАО «Гуковпогруз-транс». За эти годы он прошёл почти все ступени профессионального роста: от монтёра пути до начальника участка службы пути. Сейчас в его подчинении более 15 человек, которые обслуживают 37 километров железнодорожных путей. За свою жизнь Геннадий Александрович никогда не пожалел о выбранном деле.
Родился Геннадий Соловьёв в Луганской области. Там же окончил горно-транспортный техникум и по распределению приехал в 1989 году в Гуково. Первую ночь в незнакомом шахтёр-ском городе он провёл в Доме колхозника на Центральном рынке посёлка шахты «Гуковская». Потом ему дали комнату в общежитии «Луч». А через короткое время выделили квартиру, как молодому специалисту.
– Теория от практики отличается, как небо от земли! – Рассказывает о первых неделях работы Геннадий Александрович. – Были и ошибки, и не так что-то делал, и подшучивали надо мной, но по-доброму, на такие шутки грех обижаться. Юмор тоже помогает понять характер человека, особенно новичка. В профессии мне очень помогли советы старших опытных работников. Несмотря на полученное образование, каждому необходим ценный опыт практика.
Почти сразу Геннадий Соловьёв почувствовал себя в коллективе «своим». Нашёл общий язык и со старшими, и со сверстниками, и с начальством. Руководство предприятия не оставило без внимания трудолюбие и ответственность молодого пополнения и, разглядев в Геннадии Александровиче необходимые профессиональные качества, стало продвигать его по служебной лестнице: бригадир, дорожный мастер, начальник участка.
– От себя и от подчинённых в первую очередь требую ответственности, – говорит Г. Соловьёв. – Если берёшься что-то делать – делай это добросовестно.
Сейчас стало сложно с кадрами. Коллектив держится в основном на старых работниках, молодёжь из-за низкой зар-платы и большой нагрузки неохотно идёт в путейцы. Несмотря на кризис, объёмы перевозок по железной дороге не уменьшились, людей стало меньше, а состояние путей необходимо поддерживать на должном уровне, что работникам станции «Ростовская» удаётся.
Геннадий Соловьёв поздравляет коллег с профессиональным праздником, желает терпения, успехов, здоровья и мира каждому дому!
Л. Кравцова.
Гимн системным администраторам
Современные технологии всё стремительнее вторгаются в нашу жизнь, заставляя всё время двигаться вперёд, соответствовать требованиям времени. Сегодня уже трудно представить рабочее место без компьютерной техники, без единой сети, которая обеспечивает быстроту и слаженность работы. Бизнес понял, что новые технологии захватывают мир. Так, в компаниях стали появляться серверы и рабочие станции, которые нужно обслуживать. Без системного администратора здесь не обойтись. Его работа не влияет напрямую на успех бизнес-процессов, но без его участия вряд ли что-то продвинется. В последнюю пятницу июля администраторы корпоративных и домашних сетей, баз данных, почтовых систем, программных комплексов и другие «бойцы невидимого фронта» отмечают свой профессиональный праздник – День системного админи-стратора.
– Сисадмины на сегодняшний день – самые востребованные и ценные сотрудники, – высказывает своё мнение Владимир Самохин, заместитель исполнительного директора по информационным технологиям ЗАО «ГуковТелеком». – Все 18 серверов, которые используются на предприятиях компании «Гуков-уголь», нужно обслуживать. Именно этим, то есть поддержанием работоспособности техники, и занимаются системные администраторы. Они должны знать всё о компьютерах, программном обеспечении, сетевых технологиях и прочем. И здесь поверхностные знания не помогут, нужен специалист с высшим образованием, способный глубоко мыслить и анализировать ситуацию. А таких сисадминов в маленьких провинциальных городах сложно найти. Хорошие специалисты разъезжаются по большим городам, где их труд соответственно оплачивается. Мы, к сожалению, высокими окладами привлечь людей не можем. Так что кадровая проблема – одна из важных на сегодняшний день. И решить её, пожалуй, будет нелегко.
В многочисленные обязанности системных администраторов входит обеспечение бесперебойной работы компьютеров, серверов, их защиты от вирусов. Они осуществляют настройку локальных сетей, установку и настройку операционных систем, различных приложений, специализированного программного обеспечения, устраняют сбои операционных систем и прикладного ПО. Настраивают доступ в Интернет, организовывают спам-защиту, резервное копирование. Компетенция системных администраторов ЗАО «ГуковТелекома» имеет и определённую специфику.
– У нас каждая шахта, каждая фабрика уникальна, специфика работы «Ростовгормаша» или «Гуковавтотранса» вовсе поражает масштабами. Нашим специалистам постоянно приходится дорабатывать прикладные программы, их конфигурацию, – продолжает разговор В. Самохин. – Сейчас на предприятиях «Гуковугля» завершается установка программы 1С, наши программисты вносят в неё изменения с учётом особенностей каждого производства, а системные администраторы с учётом этих особенностей обеспечивают работу программы в единой корпоративной сети.
Сегодня все предприятия компании «Гуковуголь» имеют прямую связь и доступ к информационным ресурсам и серверам компании – в этом за-слуга системных администраторов «ГуковТелекома».
– Для работников компании «Гуковуголь» не существует понятия «расстояние», – говорит Андрей Котов, заместитель начальника отдела информационных сетей. – Все предприятия находятся в единой сети. Все документы, используемые для совместной работы, хранятся на сервере и доступны каждому сотруднику в соответствии с его правами доступа. Это не просто общие папки с файлами, а полноценная база данных, которая представляет собой, по сути, базу знаний организации, хранит в себе все результаты нашей работы и накопленный опыт за много лет.
Профессия системного администратора может и не самая статусная, но уж точно – одна из незаменимых. Попробуйте хотя бы неделю проработать в офисе, где нет сисадмина… И вы поймёте, насколько это важный сотрудник. Когда всё работает хорошо, о нём и не вспоминают. Но стоит чему-то сломаться, сразу же зовут на помощь системного администратора.
Вот одна интересная история из жизни.
Рассказывает менеджер предприятия: «Не включается компьютер. Зову системного администратора. Админ приходит, воздевает руки к небу, бормочет про себя невнятные слова, поворачивает стул 10 раз вокруг своей оси, пинает компьютер – тот начинает работать».
Со слов системного админи-стратора: «Прихожу к менеджеру. Оказывается, он так вертелся на стуле, что у него шнур питания на ножку намотался. Ругаюсь про себя, распутываю. Запихиваю компьютер ногой подальше под стол. Ухожу…»
Эта история очень показательно отражает отношение многих сотрудников к работе системного администратора, а ведь именно от них напрямую зависит успешная работа компании. Помните об этом не только в праздничный день!
М. Бедрина.
Новости отрасли
Добытчикам полезных ископаемых
дали новый стимул
Нефтяники и угольщики получили налоговые льготы.
Правительство на вчерашнем заседании одобрило законопроект об установлении твёрдых ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь. Документ устанавливает следующие ставки: 55 рублей за тонну добытого антрацита, 70 рублей за тонну коксующегося угля, 10 рублей за тонну бурого угля, 34 рубля за тонну угля, за исключением антрацита, коксующегося и бурого угля.
К ставкам предлагается применять коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение цен на уголь. Это позволит с 2011 года автоматически индексировать налоговые ставки в соответствии с фактически сложившимися ценами на уголь.
По действующим сейчас положениям Налогового кодекса добыча всех видов угля облагается по одной ставке НДПИ — 4%. При этом применение понижающих коэффициентов в зависимости от условий добычи угля и его физических характеристик не предусмотрено. «Действующий порядок налогообложения не учитывает разницу в горно-геологических условиях добычи, делает подчас невыгодной разработку многих месторождений, поэтому предлагается перейти к твёрдым ставкам НДПИ на уголь», — пояснил необходимость принятия законопроекта Владимир Путин.
Этим же документом предусмотрено ещё одно изменение в Налоговом кодексе. Компании, занимающиеся добычей угля на участках недр с высоким уровнем содержания метана и склонностью угля к самовозгоранию, смогут уменьшить НДПИ на сумму тех средств, которые были направлены на повышение безопасности труда в шахтах. Это должно стимулировать угольные компании создавать для шахтёров более безопасные условия труда.
Правительство также одобрило предоставление налоговых каникул для нефтяных месторождений Чёрного и Охотского морей, что должно создать благоприятные условия разработки месторождений нефти, расположенных в указанных акваториях, и, следовательно, увеличить объёмы добычи нефти.
Каникулы, которые позволяют платить НДПИ на нефть по нулевой ставке до достижения определенного объёма добычи, уже действуют для месторождений в Восточной Сибири, Ненецком автономном округе, на Ямале, континентальном шельфе, а также в Азовском и Каспийском морях.
«И ряд месторождений в этих районах уже введён в промышленную эксплуатацию, что позволило в текущем году стабилизировать уровень добычи нефти, в определённой степени компенсировать снижение потенциала традиционных нефтяных провинций», — заявил Владимир Путин.
Стр. 3
В редакцию «Шахтёрской недели» стали поступать работы от самых юных гуковчан на литературный конкурс «Первые строки». Нам приятно, что школьники так быстро откликнулись. Мы, как и обещали, публикуем произведения авторов.
Хотим обратить внимание тех, кто ещё находится в творческом поиске, что тема конкурса – ШАХТЁРСКАЯ. Пожалуйста, учитывайте это при работе над сочинениями!
Первые строки
Письмо моим землякам
Почте трудно будет доставить это письмо, потому что у него нет конкретного адреса. Я пишу это письмо вам, мои земляки, вам, жители города Гуково.
«Зачем?» – спросите вы. Простите мне мою дерзость, но я надеюсь, что смогу отвлечь вас от суеты, в которой бурлящим потоком протекает наша современная жизнь, и обострить ваше внимание на наш родной, милый сердцу город.
«Родной город», – как редко произносим эти слова. Мы говорим: «мой город», «город, в котором я живу», – но родным почему-то не хотим его назвать. А жаль… Жаль, что город, в котором родились, в котором проходит наша жизнь, мы не считаем родным.
Но почему?! Может, недостаточно его любим? Может, город не заслуживает нашей любви? Может, мы просто не задумывались о том, что значит для нас этот город?
А если сесть, задуматься и представить, что нет города Гуково на карте, что по-прежнему, как и в начале века, гуляют по восточной вершине кряжа лишь буйные степные ветры, вздымая волны седого ковыля. Нет, нет! Не надо! Если бы не было города, то не было бы ничего: ни нашей теперешней жизни, ни наших друзей, а может, и нас самих тоже бы не было. Но, к счастью, мы есть, есть наш родной Гуково, а наша жизнь в этом чудо-городе – не иллюзия.
«В чём же чудо?» – спросите вы. Но разве это не чудо, что за ничтожно короткий срок, на самой вершине Донецкого кряжа, вопреки всем ветрам и препятствиям, встал и расставил свои плечи сильный и молодой, как и шахтёры, живущие в нём, город Гуково. Именно шахтёрам он обязан своим появлением на свет. Именно шахтёры поселились на этом растущем островке, вокруг которого «степь да степь кругом».
Шли годы… Наш степной город рос. Теперь его украшают зелёные ели, цветущие весной сады, прекрасные душистые розы, а седой ковыль вытеснили подсолнух и пшеница. Изменилась не только природа, но изменилась и жизнь города, изменились и люди.
Время… Оно неумолимо мчится вперёд, оставляя позади старое и создавая новое. Оно непод-властно никому. Мы бессильны перед ним, но наши чувства – они могут противостоять этому стремительному урагану, они могут выстоять под напором этой беспощадной силы. Так давайте же постараемся, чтобы наша любовь к родному городу не ушла «в лета», а жила вечно.
Люблю тебя, мой город славный!
Любуюсь, как встречаешь ты весну.
Ты для меня – наставник главный,
Ведь родилась я здесь когда-то и живу.
Прекрасный мой и милый город,
Ты с каждым днём всё больше радуешь меня.
Ты развивайся и будь молод,
Чтоб люди славили тебя!
Анна Бутылкина, 14 лет.
Уголок природы родного города
Пробуждение
Рано утром я пошла гулять с собакой и решила понаблюдать за пробуждением природы. Вокруг было тихо и темно. Только-только начинало светать, и весь город ещё спал. Медленно иду домой и думаю: «И зачем я так рано встала? Ведь ничего интересного в это время не происходит». Ещё раз оглядевшись, я вздохнула и уже хотела открыть дверь подъезда, как вдруг всё наполнилось мягким «туманным» светом. Взглянув на восток, я увидела, что это встаёт солнце. Город стал постепенно выползать из-под покрывала сна, и началось пробуждение. Всё вокруг забегало, залетало, зашевелилось, загудело. Я была поражена: до этого я и не знала, что с рассветом начинается жизнь.
Первые весенние мысли…
Сегодня прекрасный солнечный день. Всё зеленеет. Всё, что с крыльями, летает. Всё поет о радостной работе весны. Вокруг тихо шепчутся деревья в зеленоватом одеянии. Небо нежно-голубое, без единого облачка. Красота! Мой кот Тима по-своему радуется теплу и свободе. На днях он стал настоящим Дон Жуаном. Он начал приходить домой утром, весь исцарапанный. Я очень волновалась поначалу, искала его. Но потом успокоилась, поняла: Тима познаёт жизнь, радуется ей, как умеет!
Грустные тёплые мысли…
Август – вечер лета. Лучи солнца греют горячо и весело, как будто хотят подарить людям тепло на всю осень и зиму. Две белые берёзки в школьном дворе стоят, одетые уже в зелёно-жёлтый наряд. На закате огненный диск солнца опускается за горизонт, и всё небо озаряется ярко-жёлтым огнём. Дни стали заметно короче, а ночи холоднее и длиннее – дело движется к осени.
В пышном наряде из жёлто-красных листьев осень спешит на смену зелёному весёлому лету. Поздно вечером, когда усталой придёшь после игр с ребятами, приляжешь на диван, в открытом окне увидишь такую волшебную картину: на чёрном бархатном небе, как огоньки в темноте, горят и мигают звёзды, и хочется летать!
До свидания, жаркое лето, до свидания, зелёные луга. Я обязательно вернусь!
Краски осени
Любое время года имеет свой наряд: зима – белый, весна – зелёный, а осень – самый роскошный, золотой. Каждый листочек облачается в жёлтую рубашку и весело хвастается своим нарядом перед соседом. Пёст-рые ковры из листьев создают уникальную панораму, и уже почти не замечаешь ни дождика, ни пасмурного неба. Но осень особенно мила в моём городке, когда ярко светит солнце. Небо становится нежно-бирюзовым, а при виде опавших листьев кажется, что солнце разомлело от этой красоты, нечаянно растеряло свои веснушки, и они рассыпались по всей земле.
Зимой…
Зимой в моём городе самая красивая природа. За своими наблюдениями я отправляюсь на улицу. Наши городские ёлочки так прекрасны в это время года! Свет зимнего солнца падает на тоненький слой лёгкого снега, красиво лежащего на хрупких ветвях елей. Как бриллиантики, рассыпались там снежинки. Они тихо поблёскивают на белой простыне. Верхушки деревьев мягко покачиваются от ветра. Жаль уходить домой и расставаться с этой красотой.
Дарья Щёкина, 10 лет.
Стр. 6
Прокуратура рекомендует
Уважаемые жители г. Гуково! В связи с участившимися случаями отключения населения от водоснабжения и в случае, если у вас в квартире или доме отсутствует питьевая вода, вам необходимо позвонить в аварийно-диспетчерскую службу по телефону 05.
Ваше обращение подлежит обязательной регистрации. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан приехать по адресу вашего проживания и составить акт о непредоставлении коммунальной услуги.
Акт о непредоставлении коммунальной услуги является основанием для перерасчёта размера платы за потреблённую воду и привлечения МУП «ВКХ г. Гуково» к административной ответственности.
Просим с составленными актами о непредоставлении коммунальной услуги (питьевой воды) обращаться в прокуратуру города к помощнику прокурора Евгению Михайловичу Стрельцову.
Е. СТРЕЛЬЦОВ,
помощник прокурора города, юрист 3 класса.
2 августа – День ВДВ
История Воздушно-десантных войск (ВДВ) берёт своё начало со 2 августа 1930 года – тогда на учениях ВВС Московского военного округа под Воронежем было выброшено на парашютах подразделение десантников в составе 12 человек.
В Гуково в этот день с 10 часов утра начнутся праздничные мероприятия, посвящённые 79-й годовщине образования ВДВ – «Войск дяди Васи», так неформально называют десантников, поскольку основателем этого рода войск считается Василий Маргелов.
На площади имени Ленина пройдут показательные выступления юных десантников и спортсменов «Русича», творческих коллективов. Юные гуковчане смогут ознакомиться с устройством парашюта, отведать солдатской каши и принять участие в соревнованиях.
Служба «01» информирует
В течение первого полугодия 2009 года в городе зарегистрировано 27 пожаров. Причинён материальный ущерб в размере 360 тыс. руб. При пожарах погиб 1 человек. Травмы и ожоги различной степени тяжести получили 5 человек, спасено 17 жителей города.
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество пожаров уменьшилось на 25 случаев (на 56,6%), материальный ущерб составил 567 тыс. руб. (-61,17%), в пожарах погибло на 8 человек меньше.
В течение первого полугодия 2009 года максимальное количество пожаров отмечено в жилом секторе – 20: в частном секторе – 16 и в государственном – 4. Их доля составила 74,07 % от общего числа пожаров.
Кроме того, пожары зарегистрированы на транспортных средствах – 2, или 7,41 % от общего числа пожаров, на предприятиях торговли – 2 (7,41 %), в кооперативах – 3 (11,11%). В зданиях с массовым пребыванием людей пожаров не происходило.
За первое полугодие 2009 года основными причинами возгорания стали:
– неосторожное обращение с огнём – 13, или 48,15 %;
– нарушение правил эксплуатации электрооборудования и электробытовых приборов – 8, или 29,63 %;
– отопительные печи – 2, или 7,41 %;
– неосторожность при курении – 2, или 7,41 %;
– детская шалость с огнём – 1, или 3,7 %;
– поджоги – 1, или 3,7 %.
24 июля 2009 года в 01 час 52 минуты на пункт связи 32-й пожарной части поступил вызов: горела хозяйственная постройка возле 4-квартирного жилого дома, расположенного по улице Фурманова. Пожарное подразделение прибыло в 01 час 57 минут. На месте пожара был обнаружен труп мужчины 1931 года рождения. Причина смерти устанавливается.
Противопожарная служба города Гуково призывает граждан быть бдительнее и в случае возникновения пожароопасной ситуации своевременно набирать номер 01 – это поможет избежать большой беды.
И. Савченко, инструктор противопожарной профилактики 32-ПЧ.
Стр. 7
ПО ДОНЕЦКОЙ ДОРОГЕ
В 2008 году отмечалось 130-летие открытия движения по Донецкой каменноугольной железной дороге. В предыдущей статье «Наша дорога» («Шахтёрская неделя» №2, 2007 год) был опубликован материал об истории ДКЖД, основанный на результатах архивных поисков. Следующий рассказ о том, что удалось найти, где побывать, какие памятники истории и архитектуры выявить.
Любительский фильм
В 1998 году по заданию Гуковского музея шахтёрского труда был снят историко-документальный любительский фильм «По Донецкой каменноугольной дороге». Прежде чем приступить к этой работе, инициативная группа энтузиастов (в основном Александр Лепетюхин и Юрий Четвертных) провела «разведку» с посещением интересующих объектов. Местом для съёмок был выбран участок дороги Должанская – Гуково – Зверево. Видеооператором была Ольга Санжарова. Выдавшим задание и не менее заинтересованным лицом, курировавшим тему, была тогдашний директор музея Татьяна Сидненко.
Главное в этом фильме – свидетельства очевидцев, рассказывающих о работе дороги, начиная с предвоенного времени. Повседневный труд и быт железнодорожников до начала 70-х годов XX века были особенными. Да и обстановка того времени – неповторимой: запах смолистых шпал, паровозного дыма, шипение отсечки пара, свет манящих вдаль семафоров...
Авторы фильма не обошли вниманием ещё кое-где чудом сохранившиеся вагоны постройки конца XIX начала XX века, здания станционных и технических сооружений. Позже, в 1999–2000 годах, была произведена фотосъёмка всех этих объектов архитектуры и техники. К сожалению, памятниками их никто не называл и учёта не вёл. До 2008 года многие из них при дальнейшей реконструкции под электрификацию были разрушены. С техникой и подвижным составом дело обстояло ещё хуже. Их участь – «металлический бум», начавшийся в середине девяностых годов.
Из строящихся линий ДКЖД ветвь Дебальцево – Зверево стала самой протяжённой – 149 вёрст. Кроме того, она соединила две другие дороги, и именно поэтому именовалась главной.
Архитектура и другие сооружения на линии
При изучении истории железных дорог в архивах – по описаниям и фотодокументам – стало ясно, что на каждой из них были свои неповторимые постройки. Проектируемые здания, сооружения, подвижной состав, исходя из местных условий эксплуатации, отличались индивидуальностью.
Вокзалы с начала основания дороги строились однотипными, различаясь лишь элементами отделки, зависящей от класса станции. Для нашей дороги и ветви характерными были постройки из камня. Добывали его из местных каменоломен и поставляли на железнодорожных платформах.
Одно из таких зданий вокзала, единственное на нашей ветви, сохранилось на станции Должанская (г. Свердловск). Оно лишилось ряда архитектурных «излишеств»: крыша, вместо двухскатной с торцевыми чердачными окнами, стала четырёхскатной, внутри здание подверглось некоторой перепланировке.
Свои особенности имели вокзалы, построенные при вхождении Донецкой каменноугольной дороги в состав Екатерининской после 1893 года, на вновь открывающихся станциях. Один из таких вокзалов расположен (теперь уже как жилое здание) на 143 километре бывшей станции Заповедная (хутор Ясный), на возвышающемся фундаменте из серого обработанного камня. Станция была открыта в 1910 году как остановочный пункт встречных поездов. А до этого здесь неподалёку существовал служебный пост (был обнаружен разрушенный фундамент). Зверевский вокзал представляет собой архитектуру уже другой ранее открытой Козлово-Воронежско-Ростовской дороги.
Вагонные и паровозные депо, предназначенные для ремонта и обслуживания подвижного состава, сохранились на станциях Дарьевка и Зверево. В Дарьевке (до 1914 года Ровеньки) это давно уже жилой дом. О том, что когда-то здесь ремонтировали 12 паровозов, свидетельствуют очень высокие стены и потолки, большие окна. А вот в Зверево ступенчатое депо на два ремонтных стойла сохранилось и служит по назначению до сих пор. В 1964 году оно было передано Донецкой дорогой на баланс ЗАО «Гуковпогруз-транс», где сейчас ремонтируют тепловозы. Зверево было узловой станцией ДКЖД, с оставшейся с тех времён и ещё действующей водокачкой. То же самое сохранилось до сегодняшнего дня и от Юго-Восточной железной дороги: водокачка, одноэтажное жилое здание, двухэтажный жилой дом для железнодорожников.
Довоенное поколение зверевцев помнит, что на широкой платформе между путей стояли две ажурные водонапорные башни (ЮВЖД и ДКЖД) с холодной в любое время года питьевой водой. Во время Великой Отечественной войны башни были разрушены при налётах немецкой авиации. Разрушению подверглось построенное в 1935 году вагонное депо Донецкой дороги в междупутье (станция Зверево была спроектирована по «островному» типу). Остатки этого депо, так и не восстановленного после войны, можно было увидеть ещё 5 лет назад. На окраине междупутья, у поворотного круга для паровозов, до сих пор осталась жилая одноэтажная казарма на четыре семьи для железнодорожников ДКЖД первой постройки. Издали она выглядит как кирпичное строение, но вблизи видно отлично подогнанную каменную кладку почти метровой толщины. Умели до революции строить! Это жилое здание устояло даже во время массированных авиабомбардировок.
Со времён постройки аналогичное здание сохранилось и на станции Гуково, как и первое здание водокачки рядом с прудом.
Ступенчатые гидросбрасывающие каменные кладки почти нетронуты в районе водоснабжения на Должанской и Дарьевке. Арочные водопропускные «трубы» из пиленого камня ещё были целы с обеих сторон при подходе с пересечением по красивейшему (тоже каменному) путепроводу. На время съёмок оставалась нетронутой только подпорная стена с большими опорными квадратными камнями с одной стороны КВРЖД. На 134 километре перед станцией Гуково со стороны Дебальцево пока сохраняется и используется по своему прямому назначению полуарочное каменное водопропускное сооружение. На заброшенном участке перед станцией Пред-угольная (после того как во время войны был подорван путепровод) теперь уже под бывшим ж.-д. полотном находится заросшее терновником скотопрогонное сооружение из камня.
Подвижной состав и прочие находки
С 1998 по 2008 годы были найдены 48 старых вагонов, эксплуатируемых ранее на ДКЖД, Екатерининской, Донецкой дорогах. Обнаружены они были как на самой дороге, так и вдоль ветви Дебальцево – Зверево, иногда на довольно приличном расстоянии – в 7–9 километрах от линии дороги или ближайшего подъездного пути.
И что самое удивительное, наиболее старые вагоны были обнаружены в окрестных хуторах при совхозах, полевых тракторных бригадах, животноводческих станах, то есть там, где, казалось бы, их не должно быть. В основном – это крытые двухосные вагоны-теплушки с винтовой упряжью, буферами и спицевыми колёсами. Реже встречались двухосные пассажирские, а также клёпаные цистерны под заправочные ёмкости, без ходовых частей. Вагоны-теплушки в разгромленной сельской местности после войны служили как всевозможные подсобные помещения: плотницкие, склады, ветеринарные пункты, жилые помещения для колхозников. Пассажирские вагоны, с полувросшими в землю колёсными парами, использовались в качестве нарядных, контор, бытовок. Добротные, ещё царской постройки (до 1918 года) вагоны с металлическим клёпаным каркасом, отделанные морёным деревом и обшитые железом были чем-то вроде «дара божьего» не только для колхозников. Построенная в довоенные годы ветвь Москва – Донбасс с участком Новая Кондрашевская – Новошахтинск (Михайлово-Леонтьевская) тоже вместо постоянных построек в качестве вокзалов и подсобных помещений имела такие вагоны. Не обошла эта участь и нашу станцию Гуково после подрыва здания вокзала.
Интересными и удивительными находками из так называемого царского наследия в наших краях стали:
– в хуторе Нижняя Ковалёвка двухосная платформа – цистерна оригинальной конструкции, полностью клёпаная. Она служила как заправочная ёмкость при машинно-тракторной бригаде. Обнаружена в октябре 2000 года, предположительно в 2005-м порезана на металл;
– пассажирский двухосный пригородный вагон 3-го класса с открытыми тамбурами. Каркас и стены – деревянные, обшитые железными листами. Крепление концов рессор к раме – звено-крюковое, на своих осях. В июле 1992 года использовался в летнем коровнике в качестве нарядной МТФ хутора Васецкий колхоза «Красный партизан». При более позднем посещении этого места вагон обнаружить не удалось – к сожалению, редкий экземпляр был уничтожен. А ведь он был признан работниками Музея истории Северо-Кавказской железной дороги ценным экспонатом дореволюционной постройки.
Со времён строительства и открытия движения по Донецкой каменноугольной дороге наиболее значимые для города и ветви являются две находки. Это фирменный знак (табличка) со старого английского пассажирского вагона. Как известно, первые паровозы и вагоны для нашей дороги заказывали за границей. Сам вагон, как ни странно, чудом уцелел и находится в Ростове-на-Дону на территории Музея натурных экспонатов железнодорожной техники. Вагон был обнаружен совершенно случайно в 1990 году среди старых вагонов на ж.-д. предприятии ПМС-34 станции Глубокая. Поставила этот вагон для России английская фирма «Глостер», построен он был в 1869 году. Сама табличка представляет собой чугунную рельефную отливку высотой 2 см, шириной 17,5 см и длиной 24 см. Болты крепления к раме – с фигурными головками. Табличка даёт интересную информацию: «Вагонное Общество Глостеръ Limited. Глостер – Англия 1869».
Второй, сравнительно недавней, находкой (апрель 2006 год), был отрезок рельса также иностранного заказа. На ножке рельса была отлитая надпись изготовившей её фирмы: «BOGHUM 1876. Донец». Рельс находился у края бывшего железнодорожного полотна в 146 километрах от Заповедной в сторону Зверево. На нём были обнаружены следы катанной поверхности, свидетельствующие о том, что он немало послужил в пути. Затем он использовался в качестве подзнакового указателя, а при закрытии участка был выброшен.
Среди небольших, но интересных находок были образцы черепицы, изготовленные до 1917 года с клеймом фабрик, кирпичи железнодорожных построек, кованые квадратные строительные металлические гвозди, другая оснастка.
Время и люди
В поисковой работе и при съёмках фильма о дороге встречи с людьми были ключевыми и интересными моментами, источником важной информации. Многие с удовольствием помогали нам, за что мы очень им благодарны. Часть материала предоставили сотрудники краеведческого музея г. Свердловска, в котором существует постоянная экспозиция, подтверждающая наши исследования.
Самым интересным моментом стала встреча с Екатериной Арсеньтевной Бирюлиной (1910 года рождения), прожившей большую часть времени в семейной жилой казарме на 147 километре. Она поведала о событиях довоенного времени, когда работала в Дарьевской дистанции пути. Многие тогда, проживая непосредственно у линии дороги, добросовестно поддерживали безопасность движения поездов в нелёгкое послевоенное время. В 1996 году был закрыт одним росчерком пера участок Заповедная – Предугольная. Люди и сооружения стали не нужны. В 2007 году было разрушено и здание каменной линейной путевой казармы.
Ю. Четвертных.
Комментарии читателей к этой странице сайта: ( всего -2 ) | |
15.04.2010 07:47:06 Владимир | Друг детства у меня был - Юрка Четвертных, вместе рыбачили на реке Обь 55 лет назад. Потом потерялись.
Совпадение, однофамильцы? |
13.08.2009 17:30:36 V | Хорошо, нашли старые вагоны, а что-нибудь из них удалось забрать для музея или просто выставки?
Где-нибудь это можно увидеть? |